Инструмент

О ремонте свечных отверстий (свечных колодцев) с помощью резьбовых вставок


Приводим практически без изменений статью с сайта //japancar.pp.ru о ремонте резьбы свечных колодцев (отверстий). Сайт полностью посвящён ремонту японских автомобилей.

Ремонт «сорванной» резьбы в свечном колодце

Любой автомобиль стребует проведения периодического технического обслуживания. Этот процесс практически всегда связан с затягиванием и отворачиванием различных резьбовых элементов крепления. Нередки случаи, когда в процессе этих манипуляций происходит повреждение резьбы. Если резьба повреждена у болта или гайки – ее просто меняют. Но бывают случаи, когда повреждается резьба в корпусной детали – например, повреждение резьбы свечного отверстия. В итоге уплотнительное кольцо или конус свечи уже не сможет обеспечить герметичность цилиндра. Данную неисправность можно устранить несколькими способами.

Для начала несколько слов о том, что может привести к повреждению резьбы свечного отверстия. Основные причины:

  • перекос свечи при заворачивании, вызванный использованием свечного ключа, конструкция которого не обеспечивает правильной фиксации свечи;
  • загрязнение резьбы свечного отверстия. Чтобы избежать этого, целесообразно перед демонтажом свечи отвернуть ее на пару оборота и удалить грязь продувкой сжатым воздухом или кистью;
  • затяжка свечи с усилием, превышающим допустимое. Отраслевой стандарт 37.003.081.98 предусматривает затягивание свечи c усилием от 30 до 45 Н•м (примерно 3,0 — 4,5 кгс•м) при толщине уплотнительного кольца от 1,4 до 2,0 мм. Свечи с коническим уплотнением необходимо затягивать усилием 20-25 Н•м (примерно 2 — 2,5 кгс•м), а точная его величина указана в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.

Наиболее простым, малозатратным и надёжным методом восстановления  «сорванной» резьбы является метод установки спиральной (пружинной)  проволочной вставки. Важным моментом является то, что вставки не должны выступать в камеру сгорания.

Установка спиральной вставки

Данный способ ремонта можно выполнять как на снятой головке блока цилиндров, так и без разбора двигателя. Перед началом ремонта необходимо проверить положения поршня и клапанов в ремонтируемом цилиндре, чтобы обеспечить место для вворачивания инструмента.

Подготовку свечного отверстия производят комбинированным метчиком, который позволяет обойтись без металлорежущих станков. Если головка находится на двигателе, в углубления метчика для удержания стружки закладывают пластичную смазку (например, "Литол").

Комбинированный метчик имеет две размерности — М14х1,25 под свечу и М16х1,25 под спиральную вставку. При заворачивании в поврежденное свечное отверстие метчик центрируется в нем и нарезает резьбу без перекоса.

Сама вставка представляет собой проволочную пружинную спираль ромбического сечения с загнутым технологическим поводком. Внутренний диаметр и шаг спирали соответствуют резьбе свечи, а наружный — больше ремонтной резьбы для надежной фиксации. Например: при восстановлении резьбы М14х1,25 наружный диаметр спирали в свободном состоянии будет 16,4 мм.

Спиральную вставку вворачивают за технологический поводок специальным ключом. При этом спираль сжимается, уменьшается ее наружный диаметр, позволяя вставке встать в ремонтную резьбу. Установку ее производят со стороны свечного колодца до того момента, пока ее наружный виток не опустится на 0,5 мм ниже плоскости под уплотнительное кольцо свечи. Затем специальным бородком срубают технологический поводок, а если головка расположена на двигателе, то его обламывают и удерживают длинногубцами, чтобы избежать попадания этой части резьбовой вставки в цилиндр.

Специальный ступенчатый  метчик с режущей кромкой фирмы Фёлькель, описываемый в статье.

Приспособление этой же фирмы для установки пружинных (спиральных) резьбовых вставок.

Типичная резьбовая вставка. Хорошо виден технологический монтажный поводок, обламываемый после установки вставки на место.

 

Напомню, что фирма Фёлькель, продукции которой из-за её высочайшего качества и достаточно демократичным ценам на нашем сайте уделяется много внимания, выпускает специальный набор для ремонта свечных отверстий, куда входит показанный ранее ступенчатый метчик с вворачиваемой частью М14*1,25, установочное приспособление, и по пять штук резьбовых вставок длиной 8,4 мм, 12,4 мм и   16,4 мм.

Вставки, установочный инструмент и специальные ступенчатые метчики можно приобрести и отдельно, вне набора. Кстати, такие ступенчатые метчики с режущей кромкой выпускаются с размером вкручиваемой (установочной) части М6*1,0 , М8*1,25 , М10*1,5 , М10*1,25 , М12*1,25 , М14*1,25 , М18*1,15 .  Вся эта гамма метчиков позволяет идеально отремонтировать свечные отверстия, форсуночные отверстия и так далее, не нарушая их центровки.